Начнем с того, что йога работает. То есть, система практик под общим названием «йога» способна внести существенные изменения в наш психофизический статус. В противном случае занятия йогой не имели бы смысла. Речь идет о приобретении новых устойчивых черт, ведущих к здоровью и самореализации. В этом плане йога совсем не похожа на любой другой вид физической или ментальной активности. Спорт, безусловно, тоже оказывает влияние на организм, при регулярных тренировках – довольно серьезное, но он не меняет нас, не создает новых качеств, дающих право говорить, что мы стали другими. Можно заняться культуризмом, нарастить мышцы, увеличить силу, но во всем прочем остаться точно такими же, какими мы были и до занятий. Шахматы или другой вид интеллектуальной активности, конечно, улучшают определенный тип способностей, но тут можно говорить, скорее, о количественных изменениях, не затрагивающих глубинные слои личности. Именно поэтому не надо путать йогу со спортом, игрой или какой-нибудь иной системой интеллектуального и телесного развития. Йога работает совершенно иначе, она предназначена для другой цели.
Главная задача учения – обретение единства личности с основой бытия. Йога так и переводится – «соединение». Другое значение этого слова – «усилие по сосредоточению». «Упражнениями в йоге человек достигает удовлетворенности, терпеливости перед парами противоположностей, успокоения», - говорится в Упанишадах. Мудрец Патанджали, один из главных теоретиков йоги, указывает в «йога сутрах», что смысл учения – «читта вритти ниродха», успокоение волн мыслей.
Практически все, что мы знаем о йоге, подтверждает эти слова. Йога приводит к покою и внутренней тишине. Когда мы занимаемся, все наши проблемы, конфликты, горести и даже радости остаются во внешнем мире. Спокойствие, обретаемой с йогой, предполагает отсутствие страстных желаний, погружает нас в состояние ничем не омраченной созерцательности. Мы словно со стороны начинаем смотреть на привычный нам мир. Это совсем не означает равнодушия к окружающим: напротив, многие практикующие отмечают рост сострадательности, искреннего и доброго отношения к людям, милосердия. Причем, эти черты, воспитанные йогой, проявляются намного мощнее, чем в обычной жизни вне йоги. Но существуют они на фоне внутреннего равновесия и покоя. Недаром на лицах продвинутых практикующих часто можно увидеть легкую улыбку всепрощения и радости.
Итак, покой – первый результат практики йоги. Другим результатом является обретение крепкого здоровья. Во время регулярных и грамотных занятий, включающих принятие определенных поз (асан) и техники правильного дыхания (пранаямы), йог улучшает работу всех органов и систем своего организма, воспитывает сильный иммунитет, способный успешно сопротивляться заболеваниям. Также занятия йогой вырабатывают правильные привычки в питании. Естественным образом йог отказывается от тамасичной (тяжелой, вредной) пищи и все больше употребляет саттватичных (легких, полезных) продуктов. Большинство йогов со временем становятся вегетарианцами. Для этого не нужно каких-то сверхусилий или особого аскетизма. Йога так меняет желания и привычки практикующего, что он в какой-то момент сам перестает хотеть определенные виды пищи. Йога направлена на очищение организма, и питание здесь является важнейшим элементом.
В учении йоги есть понятие – грантхи. Это такие узлы, которые находятся в энергетических каналах (нади) нашего невидимого тела. Грантхи образуются от неправильного отношения к нашему физическому и психическому состоянию. Если мы пренебрегаем нуждами тела, ведем нездоровый образ жизни, перенапрягаемся или, наоборот, не получаем достаточной нагрузки, то рано или поздно в ментальном теле образуются грантхи, а потом в физическом появляются болезни. То же и с психикой. Долгий стресс, неразрешимые внутренние конфликты, затаенные обиды, отсутствие понимания у близких, неудовлетворенность собой или своим местом в социуме – все это завязывает грантхи, и, если вовремя не принять меры, то тело на душевные переживания отзовется серьезными заболеваниями. Йога – лучшее средство для развязывания любых грантх. Асаны и пранаяма действуют на физическое тело и через него на ментальное, а медитация воздействует на ментальное тело, улучшая состояние физического. Йога и здоровье – практически синонимы. Большинство практикующих крайне редко болеют, а если такое случается, переносят недуги в легкой форме и быстро идут на поправку. Йоги, как правило, очень уравновешены, обладают здоровой психикой, способной противостоять самым серьезным вызовам: «Нет ни болезни, ни старости, ни смерти для того, кто обрел тело в пламени йоги», - написано в одной из древнейших упанишад.
Конечно, физическое бессмертие не дарует даже йога, но привести тело и ум в состояние, при котором смерть перестает быть чем-то страшным и непреодолимым, может. Продолжительная йога дает ощущение того, что смерть – не конец жизни, а ее часть, что после смерти тоже есть жизнь, только в другой форме. Пусть мы неуклонно стареем, и никакие практики, никакой, даже самый правильный и здоровый образ жизни, не может продлить жизнь хотя бы лет до ста пятидесяти, но, благодаря йоге, мы способны изменить наше сознание, оторваться от привычных шаблонов восприятия, возвыситься над чувственной природой и оказаться над временем и пространством в духе.
Третьим результатом йоги является мудрость. Широта сознания приходит с практикой. В глубокой медитации снимаются все противоречия, соединяется несоединимое, противоположности сглаживаются, и нас охватывает чувство глубокого единства всего сущего. Мудрость – это умение принимать мир таким, каков он есть. Для мудрого человека не бывает плохого или хорошего опыта, бывает опыт полезный и не очень.
Йога вырабатывает сострадательное отношение ко всему живому. Йог видит мир иначе, чем большинство людей. Для него не существует границ между живыми организмами, хотя внешне такое разделение и существует. Йог глубоко чувствует единство всех существ и воспринимает их как проявления единой сущности, природа которой есть и его природа. Величайшая формула веданты – «tat tvam asi» («ты есть то») для йога – не абстрактный принцип, а реальность, в соответствии с которой человек выстраивает свои отношения с миром. Мудрость йоги пытается преодолеть оторванность людей от самих себя, от своей истинной природы. Примером своего образа жизни, добротой, советом йог старается помочь окружающим. Сострадание возникает, когда йог видит причины внутреннего разлада, поражающего людей. Агрессия, злоба, стремление к власти любой ценой, эгоизм, ханжество, сластолюбие, безволие и многое другое – следствие невежества или, как сказали бы древние мудрецы, авидьи. Сам человек, словно по замкнутому кругу, ходит за вспыхивающими в нем желаниями, даже не понимая, что он пребывает в рабстве у своей низменной природы. Здесь нам открывается понимание четвертого и главного результата практики йоги – свободы.
Свобода, или мокша – конечный пункт на пути йоги. Высшие достижения в йоге связаны прежде всего с освобождением от всего того, что привязывает нас к иллюзорному существованию, поглощенному заботами о материальном благополучии и чувственных удовольствиях. Только полностью свободный человек может стать истинным хозяином своей судьбы. Бездумное следование традициям, зависимость от мнения большинства, шаблонное понимание этических норм, многочисленные клеши (стандарты поведения) – все это исчезает, как только йог достигает состояния свободы. Тогда им руководит не его мелкое эго, а божественная первооснова, с которой он себя отождествляет. Он перестает принадлежать тому или иному времени и месту, приобретает многочисленные сиддхи (совершенные качества), его душа вырастает до размеров Вселенной, а сам он становится ярким, как свет, и легким, как ветер.